В 1948 г. в Советском Союзе на Тушинском аэродроме проходил воздушный парад посвященный Дню Воздушного Флота. Внезапно внимание зрителей привлек автомобиль, на грузовой платформе которого размещался вертолет. Через несколько мгновений он взлетел, сделал круг над аэродромом и снова сел на платформу автомобиля. Создатель "летающего мотоцикла" (как его назвали журналисты) был Николай Ильич Камов, который в течение многих лет конструировал винтокрылые машины. Одноместный вертолет с мотоциклетным двигателем, с двумя соосными несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях стал его новой конструкцией. После успешной демонстрации вертолета создается опытно-конструкторское бюро во главе с главным конструктором Н.И. Камовым, которому поручается разработка одноместного корабельного вертолета предназначенного для разведки, связи и наблюдения. Новый вертолет "Ка-10" имел ту же принципиальную схему, что и "летающий мотоцикл", но был оснащен более мощным авиационным двигателем. Испытания "Ка-10" проходившие в 1949-1951 г.г. продемонстрировали свойственную ему исключительную маневренность и хорошую управляемость. В дальнейшем это вертолет стал прообразом будущих серийных машин Камова - "Ка-15М", "Ка-18" и "Ка-26", которые получили широкое распространение в подразделениях морской авиации. Кроме того, эти вертолеты весьма успешно использовались на почтово-пассажирской и санитарной службах. "Ка-32" стал последним аппаратом разработанным под руководством Н.И. Камова. Вертолет совершил первый полет 24 декабря 1973 г., спустя месяц после смерти конструктора. Впервые этот аппарат был продемонстрирован в Минске во время проведения научной конференции по использованию летательных аппаратов в народном хозяйстве. Толчком к созданию "Ка-32" послужили острые транспортные проблемы, связанные с освоением районов Крайнего Севера. Кроме этого на вертолеты этой конструкции возлагались задачи проводки караванов судов по северному морскому пути и разгрузки судов на ходу. Такой "летающий кран" способен перевезти на внешней подвеске груз до 5000 кг. на расстояние 80 км., а в грузовой кабине - 1500 кг. на расстояние до 800 км. Еще вертолеты "Ка-32" нашли широкое применение в горных условиях, для вывоза древесины, строительство линий электропередач и проведение горноспасательных работ. Навигационное оборудование "Ка-32" позволяет осуществлять полет по выбранному маршруту в автоматическом режиме. Для этого достаточно задать географические координаты точек маршрута, и "электроника" сама проведет вертолет по ним с точностью, достаточной для визуального контакта. Полеты вертолетов "Ка-32" возможны днем и ночью, как в простых, так и в сложных метеоусловиях. Одной из последних разработок ОКБ им. Н.И. Камова стал вертолет "Ка-226". В отличие от его предшественника, аппарата "Ка-126" он имеет два более мощных двигателя американского производства. Многовариантность применения "Ка-226" обеспечена широким набором легкосъемного оборудования. В пассажирском варианте к фюзеляжу крепится кабина для 6-7 пассажиров или размещения груза массой 1300 кг. В сельскохозяйственном варианте вертолет имеет специальное оборудование для опрыскивания полей и лесов химикатами. Пилотская кабина имеет хороший обзор, она оборудована системами обогрева и кондиционирования. В кабине при необходимости может быть установлено навигационное оборудование, позволяющее выполнять полеты днем и ночью в сложных метеоусловиях. Низкий уровень шума в полете вследствие малой удельной нагрузки на лопасти и возможность продолжения полета с одним работающим двигателем позволяет использовать вертолет "Ка-226" для перевозки пассажиров над городами. Если в годы Второй мировой войны вертолеты не успели проявить все свои преимущества, то уже в 50-х годах, во время корейской войны американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на "пятачки" и взлетая с них, зависая в воздухе, были призваны по замыслу военноначальников, скомпенсировать "врожденные недостатки" обычных самолетов. В Советском Союзе в 50-х годах основная "конкурентная борьба" в области создания наиболее эффективного боевого вертолета развернулась между специалистами ведущих конструкторских бюро Н.И. Камова и М.Л. Миля. Эксплуатация старых моделей вертолетов на кораблях ВМФ СССР показала, что необходимо приступать к постройке более грузоподъемной и менее зависимой от погодных условий винтокрылой машины. Она должна была иметь закрытую кабину с необходимым оборудованием, обеспечивающую нормальные условия для размещения пилота и стрелка-оператора. В ответ на запрос военных моряков в 1953 г. "камовцы" разработали двухместный вертолет палубного базирования "Ка-15". Сравнительные войсковые испытания вертолетов "Ка-15" и используемого ранее "Ми-1" проводились на крейсере "Михаил Кутузов" по решению руководства ВМФ. Благодаря малым размерам и высокой маневренности "Ка-15" успешно производил взлеты с небольшой площадки корабля и посадки на нее даже в условиях шестибального волнения моря. "Ми-1", имеющий длинную хвостовую балку и рулевой винт, значительно ограничивающие возможности эксплуатации, не мог использоваться при наличии качки корабля. Результаты испытаний окончательно убедили военных моряков остановить свой выбор на продукции ОКБ Камова. Для "Ка-15" была разработана специальная тактика борьбы с подводными лодками противника. Один из таких вертолетов сбрасывал в заданном квадрате специальные радиогидроакустическими буи, другой - получал информацию от них о наличии подводной лодки. При обнаружении лодки в действие вступал третий "Ка-15", оснащенный прицелом и двумя глубинными бомбами. Не смотря на то, что вертолет "Ка-15" успешно использовался на флоте более 20 лет интерес к подобным моделям у специалистов ОКБ Камова не пропал. В 1961 г. ими была разработана очередная конструкция корабельного вертолета "Ка-25". Двухвинтовая схема обеспечила этому аппарату небольшие габариты в сочетании с высокой маневренностью, особенно необходимые для корабельного базирования. Несущая система "Ка-25" отличалась наличием противообледенительного оборудования и электромеханической системы складывания лопастей над хвостовой балкой при хранении на кораблях. Экипаж вертолета состоял из двух человек - летчика и штурмана, размещенных в одной кабине. Штурман на подвижном кресле мог перемещаться в отсек спецоборудования и выполнять функции оператора. Вооружение, включая противолодочные торпеды и глубинные бомбы, размещалось в бомболюке между стойками шасси. Кроме борьбы с подводными лодками противника, вертолеты "Ка-25" выполняли задачи по поиску и спасению экипажей, терпящих бедствие в море, а также для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Производство вертолетов "Ка-25" продолжалось до 1975 г. При этом было выпущено около 460 вертолетов данного типа, небольшое количество которых было экспортировано в Индию, Сирию, Югославию. 1982 г. был ознаменован еще одним знаменательным событием произошедшим в жизни боевых вертолетов Советского Союза - их ряды пополнились новой разработкой специалистов ОКБ Камова. Этот аппарат кроме стандартного индекса "Ка-50" дополнительно получил собственное имя - "Черная акула". Разработка этого вертолета велась на конкурсной основе с ОКБ Миля и это во многом способствовало тому, что в результате творческого соперничества была создана надежная, высокоэффективная машина. Основной особенностью "Ка-50" являлось то, что это был первый в Советском Союзе боевой вертолет - штурмовик управляемый одним пилотом. Установленные на вертолете бортовая аппаратура и автоматика позволяют эффективно сочетать пилотирование с одновременным поиском целей и наведением на них бортового оружия. Кроме этого специальная аппаратура позволяет выполнять полеты с огибанием рельефа, обеспечивать стаб илизацию высоты и осуществлять внезапное маневрирование с изменением направления полета на 180 градусов. Бесспорным достоинством вертолета "Ка-50" является повышенная защищенность летчика. Впервые на вертолете применена система катапультирования пилота, кроме этого он прикрыт броней, которая выдерживает прямое попадание снарядов калибра до 20 мм. Не случайно специалисты сходятся во мнении, что "Ка-50" представляет собой новое поколение боевых вертолетов, способных значительно расширить боевые возможности армейской авиации. В конце 1996 г. у "Черной акулы" появился младший брат "Аллигатор". Именно такое название получил новый "камовский" многоцелевой всепогодный боевой вертолет "Ка-52", двухместная модификация "Ка-50". Его конструкция специально оптимизирована для использования в ночных условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже не обойтись. В состав вооружения "Ка-50" и "Ка-52" входят: усовершенствованный вариант ракеты "Шквал" с повышенной бронепробиваемостью и большей дальностью полета, новая мощная противотанковая управляемая ракета с дальностью полета до 15 км, 30-мм пушка и ракеты с лазерным наведением "Вихрь". Опытный прототип "Ка-52" на 85% создан на базе "Черной акулы". При этом конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств "Ка-50". Напротив, у двухместного "Ка-52" появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Стоит добавить, что этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой не только наземному, но и воздушному противнику.
Сегодня: