В 1947 г. Совет министров СССР постановил создать опытное конструкторское бюро по вертолетостроению. Главным конструктором этого ОКБ был назначен Михаил Леонтьевич Миль (1909-1970 гг.), возглавлявший до этого научно-исследовательскую лабораторию вертолетного отдела ЦАГИ. После его смерти ОКБ возглавил Тищенко М.Н., а с 1993 Вайнберг М.В. Первоначально новое ОКБ располагалось на территории ЦАГИ в Жуковском под Москвой. В его состав входило около 25 человек. В июле 1948 г. ОКБ перебазировалось в Тушино в Москве. В 1947 г. М.Л. Миль выступил с проектом создания одновинтового вертолета ГМ-1. В сентябре 1948 г. совершил первый полет первый прототип ГМ-1. В 1950 г. началось серийное производство вертолета МИ-1 (ГМ-1). По своим летно-техническим характеристикам вертолет "Ми-1" приближался к известному американскому вертолету "Sikorsky S-51", созданному в 1946 г., и английскому вертолету "Bristol 171", созданному в 1947 г., однако, в отличие от этих вертолетов, строившихся непродолжительное время в небольших количествах - 200-400 экземпляров, аппарат созданный Милем получил широкое практическое использование в вооруженных силах и народном хозяйстве СССР и других странах. О высоких летно-технических характеристиках вертолетов "Ми-1" свидетельствуют установленные в 1958-1968 г.г. 27 международных рекордов. Поэтому вертолеты "Ми-1" до настоящего времени остались в эксплуатации во многих странах. Так, например, по данным, приведенным в ежегодном обзоре "Военная авиация стран мира", опубликованном в журнале "Флайт Интернешнл", на середину 1996 г. в вооруженных силах различных стран мира использовалось примерно 150 вертолетов "Ми-1". Вертолет "Ми-1" в различных модификациях. Вот наиболее интересные из них: "Ми-1НХ" - для применения в народном хозяйстве, использовался для перевозки пассажиров и почты, для чего был снабжен подвесными контейнерами, "Ми-1У" - учебно-тренировочный вертолет с двойным управлением и сиденьем инструктора, санитарный - с двумя подвесными гондолами по бокам фюзеляжа для больных, соединенными с кабиной, и столиком для медицинского оборудования в кабине, сельскохозяйственный - для использования в сельском и лесном хозяйстве для борьбы с вредителями; снабжен двумя баками по бокам фюзеляжа емкостью по 250 л. и штангами с насадками для распыления химикатов, "Ми-1П" - палубный с поплавковым шасси, использовался в китобойной флотилии "Слава". В 1961 г. специалистами ОКБ Миля был разработан аппарат "Ми-2", который стал первым легким вертолетом Советского Союза с газотурбинным двигателем и создавался специально для гражданской сферы деятельности. В 1964 г. лицензия на производство вертолета была передана Польше. Там вертолет "Ми-2" выпускался на заводе "WSK-PZL-Smidnik", расположенном около города Люблина. В отличие от базового варианта, в Польше "Ми-2" получил расширенный фюзеляж, вмещающий 10 пассажиров вместо 8. За время производства вертолета в Польше было выпущено 24 различных его модификации. Всего к 1981 г. было построено около 4000 вертолетов, большая часть из которых использовалась в гражданских целях. В военных целях вертолеты "Ми-2" использовались в государствах Варшавского договора в качестве связных, тренировочных и поисково-спасательных. На некоторых вертолетах были установлены четыре реактивные установки. Ряд вертолетов использовался в санитарном варианте, в кабине таких вертолетов имелось двое носилок. Следующим вертолетом, созданным специалистами ОКБ Миля для гражданского использования стал "Ми-10". Вертолет был предназначен для перевозки крупногабаритных грузов и различных видов техники массой до 3 т. Кроме этого аппарат был способен перевозить на внешней подвеске грузы массой до 11 т. Это позволило использовать его при строительстве мостов, на перевозках и монтаже тяжелого оборудования промышленных предприятий, при строительстве буровых и линий электропередач в отдаленных труднодоступных районах. Следует добавить, что для взлета и посадки "Ми-10" было достаточно площадки размерами 80 х 80 м. Продолжением серии большегрузных вертолетов, разрабатываемых в ОКБ стал "Ми-17". Основное назначение этого аппарата - перевозка грузов весом до 4 т. в грузовой кабине. Однако установленная на вертолете тросовая внешняя подвеска позволяет дополнительно транспортировать грузы весом до 3 т. Кроме этого "Ми-17" может использоваться для перевозки людей, для чего в грузовой кабине, оборудованной системой отопления и вентиляции, имеются откидные сидения до 24 человек. Во время спасательных работ над дверью фюзеляжа можно установить бортовую стрелу, на которой, в режиме висения, перевозят людей и небольшие грузы. Великолепные показатели грузоподъемности вертолета "Ми-17" были еще больше увеличены при создании "Ми-26". Этот аппарат был способен перевозить в грузовой кабине до 5 т., а на внешней подвеске до 20 т. крупногабаритных грузов. Такой аппарат стал незаменимым для строителей и высотников-монтажников. Сочетание большой грузоподъемности и высокой скорости сделали применение "Ми-26" экономически выгодным и вскоре он начал широко применяться в гражданской авиации СССР. Самым большим вертолетом в мире является советский вертолет "Ми-12", впервые поднявшийся в воздух 12 февраля 1969 г. Впервые информация о существовании этого гигантского вертолета попала на Запад в 1969 г., когда Советский Союз предоставил в ФАИ данные для регистрации ряда рекордов грузоподъемности. Позже, 6 августа 1969 г, "Ми-12" установил мировой рекорд, подняв 40 204,5кг полезной нагрузки на высоту 2255 м. В серийное производство эта машина не пошла. В 1967 г. инициативу в области создания боевых вертолетов корабельного базирования перехватили специалисты ОКБ Миля. Именно в этот год на вооружение ВМФ СССР поступил специализированный противолодочный вертолет "Ми-14", построенный на базе "Ми-8", но оснащенный более мощными двигателями. Фюзеляж "Ми-14" выполнен по методу "амфибии" с двумя поплавками бочкообразной формы по бокам. Хвостовой винт, кроме своего основного назначения, выполняет все задачи, возникающие при маневре в гавани, что отличает его от других противолодочных вертолетов. Торпеды и глубинные бомбы, которыми вооружен вертолет, могут быть размещены как на наружной подвеске, так и в специальном оружейном отсеке. В конце 60-х годов армия США получила на вооружение двухместный боевой вертолет "Кобра". В ответ на это в 1967 г. в Советском Союзе приступили к разработке летательного аппарата подобного класса. В 1969 г. опытный экземпляр нового вертолета, получившего название "Ми-24", впервые поднялся в воздух, и еще через два года начал поступать в войсковые части. Машина получилась удачной. Вплоть до конца семидесятых годов это был самый эффективный и самый мощный боевой вертолет в мире - лучше всех бронированный и самый скоростной. На одном из вариантов "Ми-24" был установлен абсолютный рекорд скорости - 367 км/ч, продержавшийся около 10 лет. Принципиальным отличием "Ми-24" от западных машин была кабина для мотострелков рассчитанная на 8 человек. Вначале на вооружении "Ми-24" находилось четыре противотанковые ракеты с ручным управлением, позже они были заменены на полуавтоматические. Со временем изменилось и стрелковое вооружение. Если на первых моделях вертолета устанавливали один одноствольный пулемет, то теперь он вооружен четырехствольным вращающимся блоком пулеметов или пушкой. Кроме этого на четырех подвесных блоках вертолета размещаются 132 неуправляемые ракеты, вести огонь которыми можно залпом или по одной. Вертолет "Ми-24" был испытан во многих войнах и военных конфликтах (Афганистан, Ирак, Ангола, Мозамбик, Сирия, Ливия, Йемен, Эфиопия), где зарекомендовал себя надежным средством огневой поддержки сухопутных войск. В наши дни выпуск "Ми-24" прекращен, но он еще надолго останется в строю. Одной из последних моделей боевых вертолетов разработанных в ОКБ Миля стал "Ми-28", первый полет которого состоялся в декабре 1982 г. Новая машина сразу же показала себя как мощное средство для поиска и уничтожения различной боевой техники противника. Специалисты считают, что по боевой эффективности "Ми-28" превосходит многие зарубежные боевые вертолеты, в том числе и широко известный американский "Ah-64" "Апач". Вооружение вертолета состоит из З0-мм пушки, аналогичной той, что устанавливается на боевых машинах пехоты. Кроме пушки, в арсенале "Ми-28" находятся управляемая ракета класса "воздух-поверхность" и четыре блока неуправляемых реактивных снарядов. На четырех точках подвески могут крепиться контейнеры с гранатометами, пушками, а также бомбы калибром до 500 кг и другие боеприпасы. Поиск, распознавание цели и наведение оружия вертолета "Ми-28" осуществляются с помощью комбинированной оптико-прицельной станции. Она имеет два оптических и один телевизионный канал с двадцатикратным увеличением. Применяет управляемое оружие штурман-оператор, который располагается в передней кабине. Командир экипажа обеспечивает пилотирование винтокрылой машины на предельно малой высоте и ведет огонь из неуправляемого оружия. При необходимости летчик также может управлять прицелом и пушкой. Для этого имеется специальная нашлемная система целеуказания, которая обеспечивает поворот пушки в ту сторону, куда смотрит пилот. Важным достоинством "Ми-28" является его высокая боевая живучесть. По этому показателю с ним не может соперничать ни один вертолет мира. Это единственный вертолет, имеющий полностью бронированную пилотскую кабину, а ее остекление выдерживает прямое попадание пуль и осколков снарядов. Кроме этого на машине применена оригинальная и надежная система пассивной защиты экипажа, обеспечивающая выживание пилотам при возникновении аварийной ситуации на малых высотах и при ударе о землю. Ее основу составляет неубирающееся в полете шасси с амортизационной стойкой и энергопоглощающие кресла. Если аварийная ситуация возникла на большой высоте, летчики могут покинуть машину с парашютом.
Сегодня: