Эксперементальнай аппарат вертикального взлета и посадки носит название X-50A Dragonfly ("Стрекоза"). Аппарат на паритетных началах спроектирован корпорацией Boeing и агентством передовых исследований DARPA. Для летных испытаний построены два идентичных аппарата Dragonfly: длиной 6 м, высотой 2 м и весом около 700 кг каждый. Помимо четырехметрового винта, "Стрекоза" имеет носовое оперение с размахом 3 м и хвостовое горизонтальное оперение чуть меньшего размера. Для движения используется стандартный турбовентиляторный двигатель. Первое испытание прошло на полигоне Юмы в штате Аризона. Аппарат X-50A под управлением находящегося на земле пилота вертикально взлетел, поднялся на 4 метра, на некоторое время завис, а затем аккуратно опустился на землю. Аппарат выполнен по новой концепции "утка ротор/крыло" (canard rotor/wing - CRW). "Утка" означает, естественно, переднее горизонтальное оперение. В поступательное движение аппарат приводится при помощи реактивного двигателя. А вот ротор-крыло - вещь для авиации пока экзотическая: при вертикальном взлёте и посадке оно работает как вертолётный винт, но на высоте останавливается, превращаясь в обычное самолётное крыло. Таким образом, этот аппарат должен сочетать вертикальный вертолётный взлёт с высокой скоростью, свойственной самолётам. Причём для горизонтального полёта у машины имеется реактивный двигатель. Интересно также, что для вращения крыла в его вертолётном режиме здесь не применяется отдельный двигатель. Просто выхлоп от реактивного мотора X-50A направляется через полое ротор-крыло в сопла, расположенные на его концах. По мере набора скорости часть веса машины берут на себя передние и задние горизонтальные плоскости, выхлоп двигателя постепенно перенаправляется назад, в хвост машины, а крыло замедляется и наконец останавливается полностью. Благодаря особой конструкции крыла аппарат сочетает в себе маневренность вертолета и скорость (свыше 900 км/час) самолета. Для конструкторов прошедший полет стал блестящим началом большой серии будущих испытаний. В дальнейшем X-50A будет испытан во всех возможных режимах полета: медленное и быстрое движение в режиме вращающегося крыла, переход в режим фиксированного крыла, возвращение в режим вертолета. Расчеты показывают, что в случае успешных испытаний концепцию CRW можно будет перенести на летательные аппараты самого разного масштаба — от небольших разведывательных беспилотных машин до крупных, управляемых человеком военных и транспортных воздушных судов.
Российские конструкторы создали вертолет RUMAS-245
Российские конструкторы создали вертолет RUMAS-245, которому не страшны аварии. Кабина машины может превращаться в спасательную капсулу для пассажиров и пилота. "Если летчик попадает в критическую ситуацию, он приведет в действие активную систему спасения. Кабина отделится от фюзеляжа, и включатся парашютные системы - и на отделенной кабине, и на фюзеляже ", - рассказал в интервью РИА Новости конструктор вертолета Владимир Удоенко. Создатели позиционируют свое детище как вертолет, предназначенный для полетов над мегаполисом. Его можно применять для перевозки пассажиров и спасательных операций. В кабине винтокрылой машины могут разместиться до пяти человек. Пока вертолет существует только в анимированных роликах и в виде макета кабины, оснащенной полетным симулятором. Создатели уверяют, что работа над созданием первого опытного образца уже началась. Первый вертолет со спасательной капсулой RUMAS-245 появится на свет к 2010 году.
Сегодня: